Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания детей имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования.
Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого — педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-дефектолога и воспитателей, которые совместно решают ряд основных задач:
- охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;
- воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;
Планирование образовательной работы в группе интегрированного воспитания и обучения имеет существенные отличия. Содержание планирования основано на принципе комплексности и тематического похода к образовательному процессу, определяется синтезом комплексной программы дошкольного образования и специальных коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
В группе создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми с особенностями психофизического развития носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).
Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний. Во второй половине дня воспитатели работают по заданию учителя-дефектолога, педагога-психолога над исправлением у детей речевого нарушения и развитием психических процессов. Воспитатель проводит индивидуальные или подгрупповые занятия по заданию педагога-психолога и учителя-дефектолога. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Содержание работы определяют специалисты, которые оставляют задание для индивидуальной работы в «Тетради взаимодействия». Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, для других — графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 — 15 минут, затем дети меняются местами.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей в группе интегрированного воспитания и обучения осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять полученные умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.